Новые правила: когда можно не пускать ревизоров Гоструда и не платить штрафы
На выписывание штрафа втрое увеличили сроки, но при этом пересмотрели условия подачи ходатайств.
После отмены судом старого порядка проверок Гоструда в ведомстве разработали новый документ. Он почти не отличается от предыдущего, но имеет ряд важных новшеств.
Откуда новые правила
В конце мая Государственная служба Украины по вопросам труда оперативно разработала новые порядки проверок работодателей и наложения штрафов за нарушение законодательства о труде. В частности, порядки проведения выездных проверок и инспекционных посещений. Они призваны заменить аналогичные документы, которые были признаны незаконными Шестым апелляционным судом с 14 мая 2019 года.
Напомним, что причиной отмены соответствующего постановления КМУ №295 стало несоблюдение процедуры его принятия (отсутствие согласования с Госрегуляторной службой). Потому новые порядки почти полностью дублируют предыдущие документы, хотя имеют некоторые важные новации.
Кроме того, возникли вопросы о законности проведения новых и завершения начатых проверок в условиях отсутствия утвержденного порядка действий инспекторов Гоструда.
Правила Гоструда на практике
В связи с этим Госрегуляторная служба рассмотрела три варианта действий на случай визита контролеров с инспекционным посещением.
Вариант 1. Гоструда вышла на инспекционное посещение и закончила его проведения 13 мая, когда постановление КМУ №295 еще действовало. Следовательно, при соблюдении инспекторами Гоструда предписаний порядков и закона №877 «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», у предприятия нет оснований для реагирования.
Вариант 2. Когда инспекционное посещение началось до 13 мая, а закончилось после 14-го, когда постановление утратило силу. В ГРС считают, что в этом случае предприятие может письменно обратиться к Гоструда с требованием о прекращении инспекционного посещения. Некоторые юристы убеждены, что работодатели могут не подписывать акты по таким проверкам и вообще отказываться принимать их, а если штрафы Гоструда все же будут применены, следует оспаривать их в суде.
Управляющий партнер Bires Law Firm, адвокат Роман Шахматенко отмечает, что если бы не положение ст. 259 КЗоТа, то можно было бы говорить о проведении проверок по общему закону об основах надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Однако ст. 2 закона №877 устанавливает преимущественное применение трудового законодательства над положениями этого закона. В частности, КЗоТ говорит о том, что все проверки по вопросам труда проходят согласно порядку, установленному Кабмином. И именно этот порядок отменил суд. Поэтому все проверки именно по вопросам соблюдения законодательства о труде, инициированные после 14 мая будут незаконны.
Но тут есть важный нюанс. При недопуске к проверке инспектор выпишет штраф и предприятию придется в суде доказывать незаконность этого штрафа. Мало того, при неуплате финсанкция будет взыскана через госисполнителей.
«То есть пока вы будете доказывать незаконность штрафа в суде, исполнитель будет молча делать свое дело. Имеет ли смысл ввязываться в такой судебный процесс, если предприятие может заранее навести порядок в кадровой документации, например, путем проведения независимого анализа и устранения несоответствий заранее», — сказал UBR.ua Роман Шахматенко.
Есть и другой нюанс: проверки по охране труда никто не отменял, и они будут проходить с той же интенсивностью. Если инспектор при проведении проверки по охране труда выявит нарушение минимальных социальных гарантий (конституционных гарантий) и вынесет постановление о штрафе, его будет нелегко оспорить в суде. Уже есть прецеденты, когда суды не обращали внимания на формальные нарушения, указывая, что нарушение конституционных прав граждан недопустимо. Наконец, не стоит забывать, что порядок наложения штрафов согласно ст. 265 КЗоТ никто не отменял.
В Гоструда считают иначе: инспекционные посещения, которые начались до даты отмены порядка №295 должны быть завершены. По ним будут составлены акты и предписания, которые работодатели должны выполнить, устранив все нарушения и недостатки.
Вариант 3. Гоструда вышла на инспекционные посещения после 14 мая, когда постановление КМУ №295 уже утратило силу. По мнению ГРС, в такой ситуации субъект хозяйствования на основании ст. 10 Закона №877 имеет право не допускать проверяющих к осуществлению государственного надзора (контроля).
Гоструда же отмечает: что инспекционные посещения будут проводиться и в дальнейшем. Но уже не на основании порядка №295, а согласно нормам закона №877 и соответствующим международным конвенциям.
Как пояснила UBR.ua старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang Наталия Наконечная, указанные порядки прежде всего направлены на выявление нарушений, предусмотренных ст. 265 КЗоТ (неоформленные работники, зарплатные правонарушения и т.п.). Параллельно с этим Гоструда осуществляла плановые и внеплановые проверки в соответствии с законом №877, но круг вопросов, которые проверялись в ходе таких проверок был несколько иным (напомним, что в компетенцию Гоструда входит достаточно широкий массив вопросов, например, охрана труда, занятость иностранцев и т.д.).
«Следует ожидать, что с отменой постановления № 295, Гоструда будет проверять вопросы, упомянутые в ст. 265 КЗоТ в порядке, предусмотренном Законом №877», — подчеркивает юрист.
Как работать без порядка
Советник юридической фирмы «Астерс» Инесса Летич подтверждает, что инспекторы могут в своей работе руководствоваться нормами закона № 877, который устанавливает общие для практически всех регуляторов требования по контролю бизнеса (и кстати не содержит отдельных предписаний для того же Гоструда).
«Вместе с тем, на данный момент их деятельность заблокирована до момента выполнения некоторых процедурных моментов. А именно, согласно ст. 5 этого закона Гоструда необходимо разработать критерии оценки степени риска по осуществлению хоздеятельности и унифицированную форму акта для проведения проверок с перечнями вопросов в зависимости от присвоенной степени риска», — пояснила UBR.ua Летич.
Тем не менее наверняка инспекторы труда будут пытаться расширить свои полномочия за счет некоторых положений закона и международных конвенций, о чем они сами периодически упоминают. Так, ст. 2 упомянутого закона предусматривает, что Гоструда осуществляет контроль с учетом особенностей, предусмотренных специальными законами и международными договорами.
«В Гоструда часто ссылаются на нормы конвенций Международной организации труда об инспекции труда в сфере промышленности и торговли № 81 и об инспекции труда в сельском хозяйстве № 129. В частности, эти конвенции предусматривают возможность опроса работников, беспрепятственного прохода на предприятия без предварительного уведомления в любое время суток и с частотой на усмотрение инспектора. Однако вопрос о том, могут ли такие Конвенции применятся без специального закона, является очень спорным», — пояснили в «Астерс».
Кроме того, по словам Романа Шахматенко, закон №877 говорит о том, чего инспекторам делать нельзя и какие гарантии есть у субъекта хозяйствования. Например, старый порядок проверок давал возможность проводить внеплановые проверки без согласования с другими органами, а вот закон обязует согласовать с Минсоцполитики и предъявить такое согласование субъекту хозяйствования.
Еще один важный нюанс подметил директор юридического департамента Аурум Групп Ярослав Микита: по закону проверки могут проводиться только в рабочее время на предприятии, а вот порядки предполагают возможность прихода с проверкой в любой момент.
Отдельно стоит упомянуть и лишение полномочий контролеров сотрудников исполкомов областных центров и объединенных территориальных общин. Так как в законе №877 у них нет таких полномочий.
«Также возникают дополнительные судебные перспективы в контексте судебных дел по оспариванию результатов проверок, проведенных на основании порядка, предусмотренного постановление Кабмина от 26 апреля 2017 года № 295 «О некоторых вопросах реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», — отметил UBR.ua управляющий партнер Магнуссон Александр Люльков.
Что изменит новый порядок проверок Гоструда
Если порядок проверок примут в сегодняшней редакции, то инспекции станут чуть жестче чисто процедурно.
«Например, проверка будет считаться начатой только с момента предоставления предприятием документов инспектору. У объекта проверки в соответствии с новым порядком может появиться «новое» право — право получать от инспектора копию направления на проведение проверки», — сказал UBR.ua юрист K. A. C. Group Corporate Lawyers & Tax Advisors Анна Кузнецова.
Все юристы отмечают, что новые порядки, разработанные чиновниками Гоструда, почти не отличаются от прежних. Но есть важные отличия.
Во-первых, как отметил UBR.ua юрист KPMG Law Ukraine Вероника Курилко, новый проект дополняет перечень оснований для проведения инспекционных посещений. Например:
по поручению премьер-министра,
по обращению уполномоченного ВР по правам человека,
по депутатским обращениям,
в случае невыполнения предписаний, выданных во время предыдущего посещения.
Срок проведения инспекций остался прежним — 10 рабочих дней, однако новая редакция не предусматривает сокращенный срок в 2 рабочих дня для субъектов микро и малого предпринимательства.
В то же время новая редакция порядка расширила права предприятия в отказе в допуске контролеров: если на официальном веб-сайте Гоструда не было опубликовано решение Минсоцполитики об утверждении формы актов инспекционного посещения.
Эта же норма есть и в ст.10 закона №877, но по словам Ярослава Микиты, форма акта, где предусматривается перечень вопросов в зависимости от степени риска, так и не появилась ни на сайте Гоструда ни ГРС.
«Кроме того, дело о наложении штрафа должно рассматриваться в течение 45 дней, а не в течение 15 дней, как было ранее. Также предложенные изменения не предполагают участие представителя предприятия в рассмотрении дела о наложении штрафа, что лишает права на подачу ходатайства о перенесении дела. Подобные изменения, к сожалению, направлены на ужесточение правил проведения проверок и инспекционных посещений органами Гоструда», — резюмировала Вероника Курилко.
Как отметила UBR.ua юрист AO «Litigation group» Ирина Борымская, новая редакция порядка предполагает, что предприятие не привлекут к ответственности, если оно выполнило требования предписания инспектора труда. Например, за несвоевременную или неполную выплату зарплаты, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда. Кроме случаев, когда были выявлены неоформленные работники.
До сих пор инспектор мог сразу накладывать штрафы (без возможности избежать их в случае устранения правонарушения) в гораздо большем количестве случаев, например, при обнаружении каких-либо зарплатных правонарушений.
Важно, что во время проведения инспекционного посещения проверяющие должны вручать копию направления на проведение инспекционного посещения. А также на время рассмотрения жалобы на действия инспектора проведения проверки останавливается.