Как действовать потребителю, когда жилищно-коммунальные услуги не соответствуют установленным требованиям?
Законодательство Украины определяет, что порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства.
В случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и т.п. Порядок оформления таких претензий установлено статьей 18 Закона «О жилищно-коммунальных услугах».
В случае вызова представитель исполнителя должен явиться на вызов не позднее срока, определенного договором.
Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неприбытия представителя исполнителя в согласованный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии он считается действительным, если его подписали не менее 2-х потребителей.
Акт-претензия потребителя подается исполнителю, который в течение 3-х рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий.
Форму акта-претензии о ненадлежащем предоставлении или непредоставлении коммунальных услугприведено в приложении 2 к Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденных постановлением Кабмина от 21 июля 2005 года № 630.
Форму акта-претензии о перерыве в предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, их непредоставлении или предоставлении не в полном объеме приведено в приложении 1 к Порядку проведения перерасчета размера платы за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий в случае перерыва в их предоставлении, непредоставления или предоставления не в полном объеме, утвержденном постановлением Кабмина от 11 декабря 2013 года № 970.
Законом «О жилищно-коммунальных услугах» предусмотрено, что потребитель имеет право науменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством.
При этом статьей 16 указанного Закона определена обязанность исполнителя/производителя проводить перерасчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае перерыва в их предоставлении, непредоставления или предоставления не в полном объеме. Соответствующие Порядки утверждены постановлениями Кабмина:
- Порядок проведения перерасчетов размера платы за предоставление услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу в случае непредоставления их или предоставления не в полном объеме, снижения качества (от 17 февраля 2010 года № 151);
- Порядок проведения перерасчета размера платы за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий в случае перерыва в их предоставлении, непредоставления или предоставления не в полном объеме (от 11 декабря 2013 года № 970).
Источник: Минрегион