Отмена трудовых книжек: плюсы и минусы новинки

Книги предлагают заменить реестром. Эксперты считают, что это сэкономит 500 млн грн

Минэкономразвития планирует отменить институт трудовых книжек как таковых. По словам главы ведомства Айвараса Абромавичуса, уже подготовлен пакет документов, который должен внести изменения в 22 закона и сотни нормативных актов. Сейчас эти документы активно изучают в Минсоцполитики, Пенсионном фонде и других структурах. По словам экспертов, если власти одобрят идею, а Верховная Рада их проголосует, то она будет реализована уже в середине 2016-го.

ЧТО БУДЕТ. Как рассказал Николай Гайдай, соучредитель EasyBusiness — организации, предложившей МЭРТ отмену трудовых, книжки сейчас не нужны, поскольку все вопросы можно решать с помощью электронных реестров. "Например, в вопросе оформления пенсий важно понимать, что трудовая книжка не является документом, по которому устанавливается размер пенсии и определяется трудовой стаж. С 2000 года в Украине существует Единый реестр застрахованных лиц: он ведется в электронном виде и содержит данные о платежах в Пенсфонд за каждого работника. Именно по отчислениям и определяется страховой стаж работника, согласно которому потом оформляется пенсия", — уточняет Гайдай. По его словам, учет стажа, полученного до 2000-го, в пенсии никак не изменится: "Человеку по-прежнему нужно подать в ПФ документы от прошлых работодателей с указанием сумм, уплаченных в Пенсфонд, за необходимый период". В случае споров при начислении пенсии и подтверждения стажа у сотрудников будет возможность отстоять свои права, так как трудовые книжки вернут им на руки в течение 3 месяцев после того, как закон вступит в силу. По оценкам экспертов, ликвидация книжек позволит бизнесу сэкономить около 500 млн грн за счет упрощения администрирования, так как можно будет сократить штат кадровиков.

ПРОБЛЕМЫ. Ми­нистр социальной политики Павел Розенко отмену трудовых книжек поддерживает, но считает, что сначала надо решить множество проблем и нюансов. "У нас есть проблема с персонифицированным учетом украинцев. Вроде база Пенсфонда и есть, но она не централизована, и работает только по регионам. То есть, если человеку нужно подтвердить свой трудовой стаж, а он работал в нескольких областях, то придется отправлять запросы в разные облцентры. Поэтому сначала надо сделать систему персонифицированного учета единой, а уже потом отменять трудовые книжки — ведь эта инициатива касается 14 млн работающих украинцев", — говорит министр. По его словам, на реализацию реформы может уйти не один год: "Нужно понимать, что если трудовые книги вернут на руки всем украинцам, их не надо выбрасывать, ведь некоторые данные могут еще использоваться. В любом случае, быстро реформу никто проводить не будет: нужен переходный период, который поможет выявить недостатки и ликвидировать их. В частности, нужно найти финансирование для создания современных мощных информреестров, где в едином виде будут данные о пенсионерах, работающих, безработных". И, конечно, придется решить ряд непростых вопросов: например, нужно ли оставить трудовые книжки для госслужащих и бюджетников, которым проще подтверждать свой стаж по старинке.

Кадровики к этой идее относятся по-разному. "Да, электронный реестр довольно удобен. Но по трудовой можно увидеть, по каким статьям соискатель уходил с прошлых работ, а также как часто он менял место. А отслеживать это по реестру довольно проблематично — к тому же он может сбоить", — говорит Татьяна Лазоренко, сотрудник кадровой службы. "Давно пора их отменить, — считает начальник HR-департамента Елена Фирсова, — никто ведь не мешает человеку завести даже три трудовые и оформляться на работу каждый раз как в первый". 

Реестр и наказание 

Эксперты считают отмену трудовых книжек своевременной, но труднореализуемой. "Сама идея актуальна, поскольку система трудовых книжек давно устарела. С учетом перехода на современные технологии наподобие пластиковых карт и биозагранпаспортов, желательно найти альтернативу трудовым книжкам, и всю информацию фиксировать в электронном виде, как в ЕС. Но нужно понимать, что ждет украинцев. Можно, к примеру, не просто вести закрытый электронный реестр, а дать людям персонифицированную пластиковую карту. Кроме того, в базе данных у каждого украинца должен быть свой кабинет, где он мог бы отслеживать все свои рабочие места, должности, уровень зарплат", — говорит эксперт Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. А первый замглавы комитета соцполитики ВР Сергей Каплин говорит,

 

 что в ближайшее время нардепы обсудят этот вопрос и выслушают работодателей и профосоюзы, чтобы окончательно определиться: "В стране низкая вовлеченность работодателей и работников в электронный формат взаимодействия. Кроме того, сейчас есть огромное количество заявлений о манипуляции с рабочим стажем при получении пенсии: 5 млн дел по трудовому законодательству!". Поэтому депутат уверен, что параллельно с отменой трудовых надо ужесточать наказание за манипуляции — чтобы отбить желание у махинаторов "накручивать" себе лишние годы работы. 

Источник: Сегодня